25Ноя/19

Иллюзия свободы. Эссе.

Иллюзия свободы. Эссе

В этом году темой пермской гештальт-конференции оказалась тема свободы. Думала я думала о том, с чем прийти, и поняла, что сейчас я про свободу очень мало знаю и очень много сомневаюсь.

Почему-то я до сих пор ярко помню беседу в 8-м или 9-м классе с нашим классным руководителем — то ли на уроке литературы, то ли это был классный час. Мы говорили о свободе. И кажется мне, что она тогда говорила о некой предопределённости, связанной с тем, в каких начальных условиях каждый из нас (людей) находится. Нет, не о тотальной. Но всё же о том, что свобода наша не столь широка, как может показаться. А я доказывала, что выбор есть всегда.

Читать дальше…

16Апр/19

Какой он — твой контейнер?

Какой он - твой контейнер?

В нашей гештальт-среде 27 марта была мастерская Полины Голдобиной об устойчивости, контейнировании и ресурсах в работе с тяжёлыми переживаниями клиентов.Я знаю, что в терапии выдерживаю многое. Но детально не задумывалась о том, за счёт чего мне это удаётся. Как будто всего понемногу, что в купе даёт устойчивость и способность перерабатывать переживания. На мастерской как раз была возможность исследовать свой собственный контейнер — какой он и как он устроен.

Читать дальше…

02Апр/18

Работа с депрессивными расстройствами в гештальт-подходе.

Работа с депрессивными расстройствами в гештальт-подходе.

Обсуждали мы с Оксаной Лазовской содержание трёхдневки о депрессивных расстройствах (клинический спецкурс). Всё очень интересно. Феноменология, диагностика, критерии по МКБ-10…

«А тактика и стратегия работы будет?» — спрашиваю я Оксану.

Оксана: А чего ты ещё хочешь?

Читать дальше…

29Июн/16

Разговор по сути или несколько слов о следовании за энергией клиента

Автор: Юлия Голованова (Верятина)

В теории и практике гештальт-терапии много внимания уделяется «возбуждению» клиента как ориентиру в поисках остановленной энергии в контакте, ориентиру в понимании актуальных потребностей клиента. Анализируя свой студенческий и клиентский опыт, наблюдения за терапевтами и тренерами и своё понимание темы в настоящее время, я пришла к выводу, что частенько эта тема понимается однобоко. В таких случаях терапевт слишком доверяет телесному возбуждению и идёт за клиентом в те темы и ситуации, который тот описывает с большими признаками возбуждения и эмоций. Но это может быть дорога в «никуда»: топтание на месте, хождение по кругу и незамечание сути. И эти ситуации совсем не обязательно про зону травмы, где возбуждение может достигать огромного градуса. Это про то, с чем мы сталкиваемся в сессиях гораздо чаще — например, про слезы и злость.

Читать дальше…

15Дек/12

Не во всех группах возможно разрешение психической травмы

Автор: Денис Андрющенко

Это напоминалка про работу в группе с травмой и про различия традиционных динамических групп и групп травматерапевтических.
Травма — состояние, при котором индивидуальная саморегуляция организма недостаточна и нарушена.
Следовательно, для преодоления травмы мы создаем систему из двух и более людей — исцеляющий социум. Возможности саморегуляции этой системы превосходят возможности саморегуляции любого входящего в нее человека, взятого в отдельности. Например, когда человек сам себе в одиночестве говорит что-то поддерживающее и приободряющее, это бывает гораздо труднее почувствовать, чем если два человека выражают друг другу принятие и поддержку.

Читать дальше…

05Окт/12

Размышления о ко-терапии. Часть 3

Автор: Юлия Верятина

Равенство, неравенство и партнёрство.
Одна из самых непростых, на мой взгляд, тем в отношениях. В современном мире особое значение придаётся идее равенства людей — равенства прав, свобод, возможностей, ответственности (хотя, про ответственность — реже) и т.д. Равенство провозглашается одной из важнейших ценностей гуманистического общества. В терапии мы часто говорим о равенстве и партнёрстве клиента и терапевта. И довольно часто, по моим впечатлениям, с некоторым пафосом.

Читать дальше…

05Окт/12

Размышления о ко-терапии. Часть 2

Автор: Юлия Верятина

Ценности-ресурсы ко-терапевтических отношений.
Теперь мне хотелось бы сказать о тех ценностях, которые я нахожу основополагающими для ко-терапевтических отношений. Неразделенность этих ценностей с партнёром делает для меня ко-терапевтические отношения невозможными. Да и не только ко-терапевтические. Я уверена, что невозможно строить личные и профессиональные отношения, опираясь на кардинально разные ценности. Так или иначе, в основу мы выбираем то, что важно для нас всегда и везде – и в семье, и в дружбе, и в делах.

Читать дальше…

05Окт/12

Размышления о ко-терапии. Часть 1

Автор: Юлия Верятина

Я хочу поделиться своим опытом ко-терапии и размышлениями о нём. Отмечу, что в этом рассказе я буду использовать термин «ко-терапия» как в отношении ведения терапевтических групп, так и в отношении ведения учебных групп подготовки гештальт-терапевтов, где ведущий группы называется тренером, а со-ведение может быть названо «ко-тренерством». Я объединяю всё это в одно понятие, потому что, во-первых, в рамках базового курса мы также выступаем в роли групповых терапевтов на первой ступени (если ведём курс в традиционном формате), а во-вторых, термин «ко-терапия» я трактую сейчас для себя широко — как сотрудничество двух терапевтов (супервизоров, тренеров) в совместном ведении группы, будь то терапевтическая группа с регулярными встречами, супервизорская группа, небольшой мастер-класс, разовый семинар или продолжительная обучающая программа.

Читать дальше…

27Авг/12

Динамическая концепция личности в гештальт-терапии

Автор: Даниил Хломов

Сейчас, в этой короткой статье, я постараюсь объяснить Вам основные положения динамической концепции личности в гештальт-терапии. И я сам и довольно большая группа гештальт-терапевтов и тренеров использует эту систему в практической работе для понимания феноменологически (здесь-и-теперь) присутствующих реакций пациента и собственных ответных реакций в процессе психотерапии, супервизии или работы с группой. Вообще-то, эта концепция довольно сложная, и поэтому в предлагаемой статье я могу только попытаться показать какие-то основные черты и надеяться на то, что Вам удастся самостоятельно эти черты интегрировать. В одной известной притче четверо слепых описывали слона, после того как они познакомились с ним на близком расстоянии, и по этому описанию было очень трудно понять, что это за животное.

Читать дальше…